Эксперты о скандальных решениях Константинопольского Патриархата PDF Печать E-mail
13.10.2018 13:43

«Все это грозит православному миру очень большими потрясениями»

Владислав Игоревич Петрушко, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории (Москва)


– На мой взгляд, это, с одной стороны, совершенно небратское поведение одной Поместной Церкви по отношению к другой. С другой стороны, это проявление тенденции, которую Константинопольская Патриархия демонстрирует последние сто лет по достижению господства в православном мире и получению статуса Константинопольского Предстоятеля не просто как первого среди равных, но как некоего центра власти внутри православного мира. Я боюсь, что это не просто попытка вторгнуться в юрисдикцию РПЦ, а попытка показать на примере Украины, какую власть Константинопольский Патриарх теперь намерен реализовывать внутри православного мира и других Поместных Церквей, вторгаясь в их юрисдикции, принимая апелляции от подвергнутых прещению и отлученных без учета позиции Церкви, которая подвергла их данному прещению.

Все это, конечно, очень печально. Мы имеем дело не просто с нарушением церковных канонов, а с извращением всей православной экклезиологии. С этим, я уверен, не будет мириться Русская Православная Церковь. Также можно ожидать, что и другие Поместные Церкви воспримут это адекватно и выразят свой протест.

Ведь был нарушен целый комплекс церковных канонов. Мы знаем, что Константинополь в последнее время очень произвольно трактует 28-е правило Халкидонского собора, которое предоставило ему второе место в диптихе после Рима и подчинило близлежащие земли его юрисдикции. Эту юрисдикцию Константинополь теперь расширил на все территории, где нет собственных Поместных Церквей. Также было нарушено и правило, которое определяет крайний срок апелляционных споров в 30 лет. А тут спустя более чем три века вдруг отменяется решение о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. И все это делается на фоне крайне произвольного и полного погрешностей доклада, представленного на синаксисе в начале сентября епископом Христупольским Макарием о якобы незаконности передачи Киевской митрополии Московскому Патриархату. Он был совершенно раскритикован нашей «Православной энциклопедией». Было убедительно показано, что это собрание погрешностей и недостоверных фактов, и доклад был сразу дезавуирован, после чего было заявлено, что он будет опубликован в ноябре.

То есть мы видим, что Синод уже принял решение в октябре, а доклад только еще будет в ноябре. Но это просто какая-то насмешка над всем православными миром и каноническим правом. Полный произвол и рейдерство, говоря современным языком. Такое впечатление, что Константинополю уже совершенно не важны ни историческая реальная фактология, ни соответствие православным канонам, а как в басне, «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

Он, как мы видим, последовательно реализует свою стратегию на достижение гегемонии в православном мире. При этом его интересы явно совпадают с интересами США, которые все это используют в своей антироссийской политике. Также и Порошенко решает свои задачи повышения рейтинга накануне выборов. В результате выходит вопиющее безобразие: вмешательство в церковные дела вопреки украинской Конституции. С другой стороны, открыто попираются церковные каноны. И США – страна, которая считает себя защитником демократии и религиозных свобод, – самым бессовестным образом попирает свободы совести и принцип невмешательства в дела другого суверенного государства.

Какой-то постмодерн, который мы наблюдаем теперь и в церковной жизни. Печально, что стоящий на краю вечности Патриарх Варфоломей вместо того, чтобы подумать, какой ответ он даст перед Богом, занимается такими вещами, рискуя стяжать славу Герострата. Человек, который уйдет из жизни, смешав все и вся внутри православного сообщества и оставив после себя какие-то тлеющие головешки.

Опасность еще и в том, что ситуация может стать патовой, после того как Константинополь легализовал преданного анафеме раскольника Денисенко. В данном случае мы вообще видим какой-то уникальный шаг. Патриарх Варфоломей, который более 20 лет признавал Денисенко раскольником и анафематствованным, вдруг эту анафему снимает. Причем без всяких объяснений. Интересно, какие доводы его вдруг убедили в обратном?! Главное, что не выслушана та сторона, которая это прещение на него налагала, – Русская Православная Церковь, клириком которой был Денисенко до ухода в раскол. В каноническом плане это опять-таки совершено абсурдная, вопиющая и скандальная ситуация. Простите, даже римский папа себе такого не позволяет.

Но, во-первых, кто вступил в общение с раскольником, в соответствии с церковными канонами, сам считается раскольником. Во-вторых, если все-таки Филарет будет поставлен во главе этой самой так называемой «единой церкви», то его попытаются навязать и остальным Поместным Церквям. Если они его примут, Русская Церковь будет вынуждена и с ними прервать общение. Все это грозит православному миру очень большими потрясениями.

В целом, к сожалению, очевидно, что будет внесена еще большая смута, причем не только в украинское общество, но и во все мировое Православие.


Некоторые размышления по поводу решения Синода Константинопольской Церкви от 11.10.2018

Александр Дворкин, профессор церковной истории, ПСТГУ:

– Вчерашнее решение Синода Константинопольской Церкви, возглавленного Вселенским Патриархом Варфоломеем, о снятии анафем с Филарета (Денисенко) и Макария (Малетича) основано на утверждениях Константинополя о своем праве выслушивать апелляции клириков Поместных Православных Церквей по всему миру:

«Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха получать такие прошения от иерархов и другого духовенства со всех Автокефальных Церквей».

Наши канонисты и богословы уже достаточно много и убедительно писали о том, что никакие соборы такого права Вселенскому Патриарху не давали. Имеющиеся прецеденты его вмешательства в дела других Поместных Церквей основаны либо на имперской политике Византии (т.е. на воле Императора), либо на ситуации, сложившейся в Оттоманской империи, где волей султана (и вопреки канонам) Патриарх был поставлен начальником над всеми православными христианами. В обоих случаях эти ситуации в сегодняшнем мире никак не применимы. В моем кратком материале я не буду повторять уже ранее сказанные аргументы, но покажу, что Патриарх Варфоломей допускает значительное превышение даже самоприсвоенных полномочий, т.е. действует совершенно самоуправно и антиканонично.

Итак, единственный епископ, за которым наше каноническое право признает некие экстерриториальные функции – это епископ первой имперской столицы – города Рима. Согласно 3, 4 и 5 правилам Сардикийского собора (344 г.) (впоследствии подтвержденных Трулльским собором 691–692 гг.), епископ, не согласный с решением своего церковного суда, имел право в качестве последней апелляционной инстанции обратиться к Римскому папе. Однако, даже в случае поддержки апеллянта, римский епископ не может отменять предыдущего решения. Максимум, что входит в его полномочия, – это предложить созвать новый собор в области, соседней с той, где было принято первое решение. Он может направить на этот новый собор своих легатов, чтобы они донесли до собравшихся его точку зрения. Не больше не меньше.

Это право Римского папы признано всей Церковью, и в случае, если римские епископы вернутся в Православие, они вновь станут высшей апелляционной инстанцией, как то и прописано в канонах.

Вселенский Патриархат претендует на то, что поскольку он является «Новым Римом», то все права и преимущества «Ветхого Рима» распространяются и на него. Но даже в этом случае, если мы примем его аргументацию, все равно одностороннее объявление о снятии анафем с раскольников Филарета и Макария превышает все мыслимые права и привилегии. Никакие каноны не позволяют кому-либо предпринимать подобные действия. 121-е правило Карфагенского собора гласит:

«Да никто из нас не ставит себя епископом над другими епископами и не устанавливает тиранического террора, дабы принудить своих собратьев к послушанию».

А в послании Африканского собора к папе Целестину говорится:

«Ужели кто верует, что Бог наш одному кому-нибудь может вдохнуть правдивость суда, а множеству собравшихся на собор иереев откажет в этом? Да и будет ли сколько-нибудь основателен суд в чужой области, куда необходимые личности свидетелей, то по немощи физической, то по немощи старческой, то по многим другим препятствиям, не в состоянии представиться?»

Такое впечатление, что эти строки напрямую адресованы Патриарху Варфоломею. Итак, очевидно, что, принимая это решение, он нарушил даже собственные неверные и крайне вольные интерпретации церковных канонов, то есть действовал сугубо антиканонически. И это не может быть оправдано ничем.

Аргумент о том, что таким образом он привел к единству пребывающих в расколе братий не работает. У этих братий всегда была возможность вернуться в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Своим сегодняшним антиканоничным решением Патриарх Варфоломей их этой возможности лишил: «Зачем нам куда-либо возвращаться, если мы и так признанная Церковь?»

2. Своим решением патриарх Варфоломей объявил о восстановлении Денисенко и Малетича в их сане на момент их анафематствования:

«Таким образом, вышеупомянутые были канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, а их верные были восстановлены в общении с Церковью».

Соответственно, согласно этому решению Филарет снова стал митрополитом, а Макарий – священником. Ничего об их принятии «в сущем сане» не говорится, равно как и о действительности проведенных ими рукоположений. Согласно решению, пока этот вопрос остается открытым. Из текста решения Вселенского Патриархата выходит, что Киевская кафедра пока вакантна и переходит под прямое управление самого Патриарха:

«Немедленно восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая существовала там всегда».

А ее Предстоятель будет избран на Учредительном соборе, утвержден Фанаром и затем получит Томос об автокефалии.

Однако на первом же брифинге после выхода постановления (что было подтверждено его пресс-службой) Филарет Денисенко заявил, что Патриарх Варфоломей признал де факто автокефалию «Киевского патриархата» и что «ставропигия» – это лишь подворье, которое он собирается открыть в Киеве при уже узаконенной им «Украинской православной церкви». Более того, Филарет провозгласил, что он был принят в общение и легализован в сущем сане как патриарх: «Я был патриарх, есть патриарх и останусь патриархом!» Равно как были узаконены и все совершенные им таинства, включая все хиротонии. Ничего такого в постановлении Патриарха Варфоломея не говорится, как широко ни пытайся его толковать.

Эта же идея была повторена в заявлении Петра Порошенко, произнесенном зачем-то посреди летного поля.

Патриарх Варфоломей не может не знать об этих заявлениях. Они явно противоречат тому, что говорится в подписанных им документах. У него есть два выхода: либо немедленно опровергнуть их и настоятельно призвать «интерпретаторов» не искажать содержание Постановления его Синода. Либо промолчать и тем самым показать, что он – лишь безвольный инструмент в руках своих политических хозяев.

3. И в качестве последнего наблюдения. Во время вчерашнего вечернего брифинга Филарет Денисенко дал потрясающе откровенное определение задач и целей создаваемой по стамбульскому указу Украинской церкви: «Мы хотим, чтобы украинская церковь служила украинскому народу, защищала украинское государство от внешних врагов». Ни слова про Христа, ни слова про Царство Божие! Так что же за структуру пытается создать Патриарх Варфоломей?

pravoslavie.ru

 
Святыни

Главная святыня храма – икона Божией Матери "Утоли моя печали" (празднование 25 янв./ 7 фев.).

Богослужение

Богослужения совершаются ежедневно в 8-00 (утреннее) и в 17-00 (вечернее), в праздничные и воскресные дни утреннее богослужение совершается в 7-00 и 9-30.

Храм открыт ежедневно между утренним и вечерним богослужением. В это время можно обратиться к дежурному священнику.

Прямая аудио-трансляция богослужения доступна по адресу: MMS://213.79.112.213:8080/

Подписаться на новости

Заполните форму ниже, чтобы получать по почте последние новости