Протоиерей Владимир Воробьев: Нужно ли «тащить и не пущать» теологию? PDF Печать E-mail

Настоятель Николо-Кузнецкого Храма, ректор Свято-Тихоновского Университета и кандидат физико-математических наук протоиерей Владимир Воробьев считает, что кафедра теологии в МИФИ нужна для того, чтобы физики смогли найти прерванные традиции своей страны, ее культуру и, в конечном итоге, найти и узнать самих себя.

— Зачем физику теология?

— Такой вопрос свидетельствует, к сожалению, об отсутствии настоящей культуры. Спрашивать, зачем физику нужна теология, это примерно то же, что спросить, зачем физику нужно думать о смысле жизни. Если считать человека животным, пусть даже значительно превосходящим обезьяну по уровню развития, но все же животным, тогда ему действительно ничего такого не нужно, уздечку надевай и езди на нем верхом. Но человек есть человек, и главные вопросы бытия, вопросы философские и мировоззренческие не могут людей не волновать. Тех, кто не считает себя бездумным роботом, людей мыслящих, талантливых. Как мыслить о мире, быть материалистом, или верующим? И если верующим, то во что и как верить? Именно поэтому ученые всегда изучали философию, а изучение философии раньше начинали с теологии. Сегодня все образование переходит на т.н. болонскую систему, которая предполагает максимальную образовательную мобильность, то есть предоставление учащимся возможности самим формировать свою образовательную траекторию. И в это время сказать, что теология физикам и математикам не нужна – не странно ли это? Где же логика? После тяжелейших периодов нашей истории, когда у нас была отнята наша культура и повреждено историческое преемство, теология нужна больше, чем когда-либо. Конечно, это не значит, что людей надо заставлять. Но предоставить возможность познакомиться с теологией всем людям, которые ищут свои духовные, исторические корни, свою культуру – это очевидный долг современной системы образования. Поэтому и в МИФИ, и в любом другом вузе кафедра теологии более чем уместна. Это место, где человек может по-настоящему сформулировать для себя проблему мировоззренческого выбора, познакомиться с существующими концепциями, сориентироваться в этом вопросе.

Институт, который готовит инженеров и физиков, не вправе лишать их возможности получить эти гуманитарные знания. Даже при советской власти, в те тоталитарные времена, когда господствовал воинствующий атеизм, все равно в любом техническом вузе существовали т.н. общественно-философские дисциплины, которыми заставляли заниматься. Это были дисциплины марксистско-ленинской философии: политэкономия, диалектический материализм и т.п. Я это сам все изучал, и это было ужасно по научной несостоятельности этих предметов. Но все-таки даже тогда понимали, что нельзя человеческий мозг наполнить одними только инженерными дисциплинами, не дав ему никаких представлений о философии. И даже тогда среди ученых было достаточно много, верующих. Я знал академика Николая Николаевича Боголюбова, секретаря математической секции АН СССР, директора Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Он был глубоко верующим человеком, исповедовался и причащался. Другой видный математик, академик, ректор МГУ Иван Петровский спасал от уничтожения Оптину пустынь.

А теперь, когда современная свобода позволяет людям получить хорошую гуманитарную культуру, у них эту возможность хотят отнять. Желание закрыть кафедру теологии в МИФИ я могу интерпретировать только как пережиток советского воинствующего атеизма, как желание все уничтожить, взорвать, попов расстрелять, книги сжечь, и всех оболванить и заставить жить по комсомольским и пионерским правилам. Я считаю, что таким образом о себе заявляет воинствующее бескультурье, которое сейчас становится массовым.

— Что такое это бескультурье?
— Культура это духовное, материальное, интеллектуальное наследие, которое накапливается поколениями и веками. Оно включает в себя совершенные достижения человеческого гения – это и язык, и поэзия, и изобразительное искусство, и архитектура, и музыка, и философия, и наука, и, безусловно, религия в той своей части, которая хранит памятники человеческого труда, подвига, молитвы. Любая культура имеет в основе своей религию, без религии культура невозможна, несостоятельна. Все это богатство в совокупности составляет ту культурную среду, в которой формируется человеческое сознание, формируется человек и его нравственность, чувство красоты, развиваются его таланты, формируется способность к труду, к творчеству, контактам, отношение к людям, к другим народам. Бескультурье – это, когда человек становится Иваном, не помнящим родства. Когда он забывает свои корни, отказывается от воспитавшей его среды и духовных богатств. Мы часто видим, как человек, которому предлагают блестящую стекляшку, выбирает именно ее, а какой-нибудь потускневший клад даже не заметит. Памятник древний, изумительный и необыкновенно ценный он просто не поймет, не увидит, не заметит, а обратит внимание на блестящую дешевку. Это происходит тогда, когда человек не знаком с культурным слоем настоящих ценностей. Так же, как градоначальники, которые готовы разломать древний город и застроить его панельными высотными домами, потому что старый город ничего им не говорит, они не видят, не понимают его красоты, и она им не нужна. Они мыслят только экономическими категориями – какой дом выгоднее построить и какая будет с него прибыль.

Европейская цивилизация является христианской по своему происхождению. Если человек не знает христианской истории, то он в европейской культуре будет гостем, а не хозяином. Он никогда в этой культуре не освоится и не будет ее понимать и чувствовать. Если человеку не привить вкус к классической музыке, он будет слушать поп-музыку. Если не знакомить с изобразительным искусством, то он не разберется – где Рембрандт, а где дешевый плакат. Если у человека нет культурных корней, если он не умеет чувствовать красоту, у него это чувство не развито, то его очень легко, как дикаря, обмануть: «купить» его на стеклянные бусы, забрав у него подлинные богатства.

Сейчас на Западе многие научные центры изучают русскую культуру и русскую религиозную философию. Она вызывает большой интерес в западных католических и протестантских университетах. А мы, русские, не имеем возможности изучать свою культуру, познакомиться со своими величайшими учеными и философами, которых дал ХХ век. Главное - мобильники, а знать – кто такой Ильин или Бердяев, - необязательно, им это все равно. Вот, что такое бескультурье.

— Откуда бескультурье появилось ?
— Оно является одним из последствий революции 1917 года. Эта революция была не только кровавой, но и антикультурной. Она ставила себе целью оборвать все корни, оборвать преемство, уничтожить религию вообще. И не только религию. В первые годы после революции по городам ходили демонстрации голых людей с плакатами «долой стыд», звучали лозунги «долой семью». Революция была движима диким бездумным порывом отречься от всего прошлого и построить все заново. Знаменитый «Интернационал» провозглашал: «весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Это и есть идея революции. Эта идея в России воплотилась в гораздо большей степени, чем где-либо еще, в силу широты русского размаха. И действительно на удивление много разрушили. Уничтожали послойно все сословия: уничтожили дворянство, духовенство, купечество, потом уничтожили и крестьянство. Уничтожили всю старую интеллигенцию. Вместе с уничтожением этих сословий уничтожали их культуру. А новую культуру построить оказалось невозможно. Она, как кирпичный дом, не строится, а может только накапливаться поколениями и веками. И кто теперь, спросите у молодежи, читал Пушкина и Лермонтова? Хорошо, если хоть что-нибудь читали и помнят их фамилии, но я не уверен, что вспомнят имя и отчество. Но это же катастрофа! Культурная катастрофа. Молодые поколения превращаются в полуграмотных людей, которые умеют только ругаться четырехэтажными выражениями. Те, кто этого не понимает, хотят закрывать теологию, не давать узнать свою историю и культуру, «держать и не пущать попов в науку». Сейчас не советские времена, изучение теологии в МИФИ, как и на всех кафедрах теологии у нас в стране является абсолютно добровольным. Если ты хочешь, ты имеешь возможность познакомиться с гуманитарной культурой. Почему же надо не пускать? Почему нужно искоренить, не давать, почему? Кто может сказать – «нет, это изучать нельзя»?

— Каким Вы видите наше будущее ?
— Уверен, что наше государство, наш народ, может иметь будущее только в том случае, если он найдет свои духовные культурные корни. Если он не сможет вернуться к своим корням, то будущего у него я не вижу. В таком случае он исчезнет. Не будет русского народа, не будет русского государства. Потому что не может народ существовать без своих корней. Эти корни – исторические, духовные, культурные, как это ни удивительно для современных атеистов, хранит Православие, хранит Церковь, которую били-били, но не смогли уничтожить. И кафедры Теологии имеют своей целью познакомить молодёжь с этими богатствами, указать ей путь добрый, чистый, путь красоты и высоких нравственных ориентиров. Поэтому я прилагаю все свои силы для того, чтобы нашей молодежи была дана возможность изучать Теологию везде, где бы она ни преподавалась.

Нескучный сад

 
Святыни

Главная святыня храма – икона Божией Матери "Утоли моя печали" (празднование 25 янв./ 7 фев.).

Богослужение

Богослужения совершаются ежедневно в 8-00 (утреннее) и в 17-00 (вечернее), в праздничные и воскресные дни утреннее богослужение совершается в 7-00 и 9-30.

Храм открыт ежедневно между утренним и вечерним богослужением. В это время можно обратиться к дежурному священнику.

Прямая аудио-трансляция богослужения доступна по адресу: MMS://213.79.112.213:8080/

Подписаться на новости

Заполните форму ниже, чтобы получать по почте последние новости